Что такое хороший мастер-класс? Сказано на этот счет немало. Руководитель одного общеобразовательного учреждения (фамилию не указываю) поделился мнением. «Первое, чего конкурсант должен добиться, — чтобы я мучительно страдал из-за того, что время его мастер-класса истекает. Второе: во время мастер-класса он должен как можно меньше демонстрировать себя и добиваться того, чтобы себя демонстрировали те, перед кем он выступает. Меньше монолога, больше диалога!» Конечно, формат онлайн наложил свой отпечаток и на особенности проведения мастер-классов, меньше было практических заданий, работы с фокус-группами и аудиторией по ту сторону экрана. И все же главную задачу этого конкурсного испытания все конкурсанты выполнили на отлично.
Знаете ли вы, что есть картофель, который не едят? Более того, растет он в интернете, и вообще это не корнеплод, а технология. Hot Potatoes – конструктор тестов, благодаря которому можно самостоятельно создавать интерактивные задания для изучения любых дисциплин. Дубинина Валентина Алексеевна считает, что лучше всего знания усваиваются в процессе игры, поэтому такие игровые конструкции — настоящая находка на уроке. Она подробно рассказала, как установить конструктор, а также продемонстрировала, как использует его на уроках по изобразительному искусству.
Марина Владимировна Рыбина прологом к своему мастер-классу сделала интересную историю про знаменитого математика Карла Гаусса, сформулировав затем и саму тему «Развитие креативного мышления на уроках литературы». В ходе мероприятия слушатели смогли не только оценить раскрепощенное воображение художников, преобразующих знаменитую «Мону Лизу», но ознакомиться с различными моделями и приемами развития неординарности: дописывание неоконченного рассказа или пьесы. реконструкция текста, придумывание названия, стилизация, перенесение героев из одного произведения в другое, написание дневника и пр. Показалось, что в рамках положенных 30 минут педагогу было тесновато, уж очень интересным, объемным, а самое главное, актуальным был материал. И, судя по увлеченности Марины Владимировны, тема развития креативного мышления глубоко и подробно исследовалась ей в течение длительного времени.
Погружение в учебное занятие с элементами разных технологий провела Коршунова Ольга Викторовна. Кратко осветив используемые на своих уроках технологии: интеллект-карт, мастерских, индивидуального маршрута, проблемного обучения, сингапурскую технологию и др., она остановилась на конкурсе «Учитель года России», который и был рассмотрен, как основная технология учебного занятия, с разных сторон. Все конкурсные мероприятия подверглись анализу образовательной эффективности.
Фокус-группа педагогов Заворонежской школы отправилась в кругосветный вояж и под руководством Копыловой Натальи Николаевны посетила Францию, Египет, США, Германию, Швейцарию и Великобританию. «Использование ресурсов технологии проблемного диалога при формировании языковой и коммуникативной компетенций» — так звучала тема мастер-класса. В контексте современных требований обучения иностранному языку коммуникативная культура является ведущей в силу ее практичности. А где же она больше всего проявляется? Конечно, в путешествиях! Только в стране изучаемого языка мы приобретаем практические навыки, так необходимые нам. В ходе мастер-класса аудитория с самым разным запасом языковых знаний пыталась сориентироваться в чужой стране, читая указательные таблички, выполняя забавные задания, сделанные педагогов в интернет-сервисах, изучая интернациональные слова и пытаясь присоединить русские суффиксы и окончания к английским словам, причем, весьма небезуспешно.
Практичностью и многофункциональностью отличался мастер-класс Антонюк Натальи Сергеевны. Она взяла всем известную программу создания презентаций Powerpoint и поделилась опытом, полученным на вебинаре Британского Совета, создания в ней интерактивного плаката. Теоретический блок педагога был чрезвычайно коротким, за несколько минут она пояснила, для чего используется данная технология и чем она ценна. Такой способ визуализации информации применим и удобен в дистанционном обучении, отличается клиповостью представления информации. Наталья Сергеевна распределяла роли в двух фокусных группах, оперировала разбиением на сессии, задавала творческие задания. Полученные в результате мастер-класса продукты были всем на диво продемонстрированы с пояснениями. Каждый участник сделал его для своего предмета. Отдельный разговор о перевоплощении педагога: каждое конкурсное мероприятие Наталья Сергеевна «проигрывала» то в роли Мэри Поппинс, то в роли веселого магистра, а на мастер-классе с британским флагом на щеках и бейсболке, она прикинула на себя собирательный образ английского школьника (?). Есть варианты.
Закончить сегодняшний пресс-релиз также хочу цитатой заместителя председателя жюри Ененковой Эммы Александровны: «Вижу, что наши участники конкурса способны «заразить» любого ребенка своей энергией, дать ему стимул к развитию, настроить на учебу, увлечь своим предметом. Мастер-классы у всех учителей сегодня были очень яркими, запоминающимися. Они так увлекательно и доступно объясняют материал, что знания сами вкладываются в голову. И очень трудно определить, кто из них лучше».
Материалы мастер-классов финалистов:
Антонюк Н.С. «Технология создания интерактивного плаката в программе Power Point» файл .pptx, 1,8 Мб
Дубинина В.А. «Горячий картофель» — не только еда». файл .pptx, 8, 51 Мб
Коршунова О.В. «Технологический калейдоскоп». файл .pptx, 2, 44 Мб
Рыбина М.В. «Развитие креативного мышления на уроках литературы». pptx, 645 Мб