Как успешно выступить на методическом семинаре
Отберите самые результативные технологии.
Определите, какие из них отличаются наибольшей новизной и актуальностью (Критерий 3).
Сформулируйте тему своего педагогического опыта (это 50% успеха!).
В самой теме важно отразить ЧТО и Для чего Вы делаете.
Вычлените противоречия, затруднения, стремление к развитию творческих способностей детей и др., т.е. что побудило Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках.
Покажите путь преодоления и/или движения к новому в виде задач. Таким образом, Вы отразите своё видение педагогической деятельности.
Поделитесь, как Вы пришли к своим открытиям? Возможно, это и станет удивительным в Вашей работе…
Важно отразить:
- на какие научные исследования Вы опираетесь;
- кто из практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешных способов обучения детей;
- как совершенствуются Ваши педагогические находки…
Изложение
Сочетайте научность с доступностью. Избегайте банальностей и не впадайте в словесный поток
Подумайте, как показать, что ДРУГИЕ это тоже могут использовать в своей работе.
Помним! Выступление на конкурсе «Учитель года» –это не защита диссертации.
Заметим, что обобщению и описанию подлежат система или отдельные компоненты опыта работы, которые стабильно дают положительные результаты.
Подумайте как рассказать о воплощении их на практике: какими примерами иллюстрировать свой рассказ. Это должно быть живо и непринуждённо. «У истины простая речь»
Г.Сковорода
- Ответьте на вопросы:
- ЧТО Вы делаете? (технология, метод, приём)
- Для чего Вы делаете Это?
- Как Вы ЭТО делаете?
- Какой результат ЭТО даёт?
Эта логика изложения обеспечила успех многим конкурсантам. У Вас тоже всё получится!
Опыт представляем системно
Система работы педагога состоит из следующих компонентов:
- 1) актуальность темы;
- 2) ценностные ориентиры и ведущая идея педагогической деятельности;
- 3) цель и задачи системы работы педагога;
- 4) технология реализации ведущей педагогической идеи;
- 5) новизна и продуктивность.
Расшифруем критерии
Критерий 1
Результативность и практическая применимость
результативность и практическая применимость,
технологичность и возможность транслирования педагогического опыта;
– связь теории с практикой;
– наличие количественных и качественных показателей достижения результатов (предметных, метапредметных и личностных);
– воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя;
– целеполагание;
– системность.
Критерий 2
Коммуникативная культура
точность и полнота ответов на вопросы экспертов;
–широкий взгляд на методические проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым опросам;
–аргументированность своей позиции;
–уважение других точек зрения;
–свободное владение содержанием и ораторское мастерство;
–последовательность изложения
Критерий 3
Оригинальность и творческий подход
умение увидеть новизну в представленных способах обучения;
– творческий подход и способность найти собственные решения педагогических задач;
– индивидуальность и отход от шаблонов;
– использование ярких примеров и образов в выступлении и ответах на вопросы;
– педагогический кругозор и общая эрудиция.
Критерий 4
Научная корректность и методическая грамотность
— логика представления педагогического опыта;
– демонстрация развития собственной педагогической деятельности;
– убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности педагогического опыта;
– точность и корректность использования педагогической терминологии;
– логика в представлении опыта педагогической деятельности;
– адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания;
– знание современных разработок по рассматриваемым методическим вопросам.
Критерий 5
Информационная и языковая грамотность
удачная визуализация информации;
– грамотность речи;
– разнообразие источников информации и образовательных ресурсов (в том числе и электронных);
– структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
– содержательность и визуализация в материалах презентации.
Обратите внимание!
Очень важно, чтобы методики и технологии, представленные на методическом семинаре, нашли отражение в конкурсном уроке.