Методический семинар

Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме при активном участии всех участников.

 «Методический семинар» — занятие, на котором слушателям передаются какие-либо разработанные методические приемы, иллюстрируемые примерами, красивыми решениями, результатами детских работ, диаграммами.

На семинарах освещаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями действенного педагогического опыта.

Технология и порядок создания документов может быть разной: создать сначала текст или сразу оформить весь опыт в презентации, а затем написать текст как пояснение к презентации — это ВАШЕ решение.

Структура, дизайн, объём текстов и иллюстративных материалов (фотографий, рисунков, диаграмм, детских работ и др.) на слайдах также зависит от ВАШИХ предпочтений и технических умений, но следует учесть, что оцениваться будет содержание ВАШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по соответствующим критериям.

Система или отдельные компоненты?

Заметим, что обобщению и описанию подлежат система или отдельные компоненты 
опыта работы, которые стабильно дают положительные результаты.

 Ответьте на вопросы:
 Что Вы делаете?
Для чего Вы делаете Это?
 Как Вы Это делаете?
Какой результат Это даёт?
Эта логика изложения обеспечила успех многим конкурсантам. У Вас тоже всё получится!

Различные подходы к представлению опыта

Опыт учителя, как часть работы школы

Система работы учителя по какому-либо направлению, интересные методы

Опыт учителя, как интересное открытие, ИЗОБРЕТЕНИЕ, РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Здесь необходима научная обоснованностью

Опыт учителя, собранный по крупинкам из различных источников, но объединенный одной идеей

Опыт учителя, изложенный в его диссертации

Системность представленного опыта

Система работы педагога состоит из следующих компонентов:

1) актуальность темы;

2) ценностные ориентиры и ведущая идея педагогической деятельности;

3) цель и задачи системы работы педагога;

 4) технология реализации ведущей педагогической идеи;

5) новизна и продуктивность.

С чего начать работу по описанию ПО?

От противоречия к концепции

Вычлените противоречия, затруднения, стремление к развитию творческих способностей детей и др., т.е. что побудило Вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Покажите путь преодоления и/или движения к новому в виде задач. Таким образом, Вы отразите своё видение педагогической деятельности.

Поделитесь, как Вы пришли к своим открытиям? Возможно, это и станет удивительным в Вашей работе…

Ведущая идея

Определите и сформулируйте сущность своего педагогического опыта, ведущую идею.

Выделите составные части и выстройте их в логической последовательности.

«Теоретическая интерпретация опыта» отражает следующие составляющие:

Актуальность (важность, значимость заявленной темы для настоящего момента, современность, злободневность);

Новизна – уровни:

открытие (новаторство);

изобретение (преобразование);

усовершенствование – адаптация известного опыта;

технологичность;

Результативность (достижение устойчивых результатов в динамике не менее чем за 3 года, при этом указываются не только количественные показатели ЕГЭ и ОГИ.

Психологические данные исследует психолог (мотивацию, развитие памяти, внимания, мышления, степень комфортности учащихся на уроке).

трудоемкость (рациональность путей достижения результатов, энергозатраты, оптимизация процесса при условиях здоровьесбережения всех субъектов).

адресная направленность опыта. Возможность использования опыта другими педагогам (технологичность самого опыта и его описания).

Обратите внимание

Важно отразить:
на какие научные исследования Вы опираетесь;

кто из практиков был Вашим предшественником в поисках наиболее успешных способов обучения детей;

как совершенствуются Ваши педагогические находки…

Примерная структура

Тема опыта 

Тема опыта должна четко обозначить основную характеристику (идею) опыта, область применения, характер решаемой педагогической или учебно-методической проблемы.

 Примечание.
Это очень важный информационный слайд: эксперты так же, как все заинтересованные лица, при изучении презентации будут постоянно соотносить содержание с темой.

Если представляемый Вами опыт имеет системный характер, то полученную последовательность можно назвать «Система работы..”. Если же Вы предполагаете описать только отдельные компоненты своего опыта (что случается чаще при описании опыта), то найдите для этого адекватное название: например “Опыт литературно-краеведческой работы…” или “Опыт использования структурно-логических схем на уроках…”

Возможно в теме дать ответ на два вопроса ЧТО Для ЧЕГО делается. Например:
«Использование технологии развития критического мышления для…ЧЕГО»

«Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии средствами опорно-схематических конспектов»

«Использование информационных технологий в преподавании истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Авторская интерпретация возникновения и становления педагогического опыта

Указать условия становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта) Например: на формирование опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая подготовка;

Актуальность педагогического  опыта.

Актуальность — и, только ед., ж. Важность, значительность чего л. в настоящее время; соответствие запросам современности. Синонимы: злободневность Этимология: Производное от актуальный … Популярный словарь русского языка

АКТУАЛЬНОСТЬ — (от позднелатинского actualis фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего либо для настоящего момента, современность, злободневность … Современная энциклопедия  https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/

Следует раскрыть значимость выбранной проблемы, особенности её решения на современном этапе развития образования, аргументировать, её актуальность.

Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.
Необходимо показать какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются в данном опыте.

Например:

между требуемым объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником;

между индивидуальной познавательной деятельностью ученика, то есть теми уровнем, формами, методами познания, которыми он владеет, и общественно-историческим познанием, то есть тем уровнем, формами, методами познания, которыми ученик должен овладеть.

Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития ученика. Известно, что один и тот же по объему и содержанию учебный материал приводит к различным показателям умственного развития;

между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.

Следует исходить из своих затруднений, наблюдений, убеждений.

Формулировка проблемы, выведенной на основе названного противоречия.

Практической: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать.

Исследовательской: есть потребность в каких-то знаниях, методах, необходимых для решения практической проблемы, но этих знаний, методов нет.

Справка.

Сегодня термин «проблема» как понятия логики истолковывают как – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; сложности трактовки связаны с соотношение проблемы и вопроса, из этимологии ясно: «проблема» – это заметный (выступающее), важный вопрос; во-вторых — сформулированный вопрос (брошенное вперед); в-третьих — не решенный вопрос (преграда).

https://www.proza.ru/2012/07/16/386

Теоретическое обоснование педагогического опыта. 

Дать характеристику ведущей идеи, подходов и принципов той научной школы, в русле которой разрабатывался педагогический опыт (какие теории, законы, закономерности творчески решаются автором)

Необходимо продемонстрировать знание литературы по проблеме, умение её анализировать.

Не перегружая слайд информацией, необходимо сделать ссылки на ведущих авторов, выявить общие и спорные тенденции позиции и, заявить о своей позиции, точке зрения.

Технология описания педагогического опыта

Представить центральную (основную) мысль, наиболее существенное в деятельности автора.

Например:

идея компетентностно-ориентированного образования;

идея деятельностного подхода обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений;

изменение функций между учителем и учащимися как идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;

идея формирующего оценивания как наиболее адекватного требованиям современного общества механизма саморегуляции образовательного процесса, учитывающего личностные особенности учащихся, содействующего выработке у обучающихся способности к самооценке, способности к самооценке, стимулирующего их образовательную активность;

идея укрупненного, «крупноблочного « изучения материала;

идея учения без принуждения, основываясь на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе.

Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта.

 Структура описания метода/приема, технологии и др. обучения/воспитания:

Целевое назначение

Место в структуре учебного цикла/воспитательного процесса

Технология > Результат автора > Условия эффективности

Структура описания метода/приема, технологии и др. обучения/воспитания:

Целевое назначение

Место в структуре учебного цикла/воспитательного процесса

Технология Результат автора

Условия эффективности

Диапазон опыта и степень его новизны.

Диапазон опыта – отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, единая система «урок – внеклассная работа», др.

Новизна опыта — преимущества опыта по сравнению с другими новшествами, применяемыми в данной области педагогической практики.

Результативность опыта и достигнутые эффекты.

Приводится доказательство эффективности проведённой работы по результатам диагностики уровня развития, обучения и воспитания детей.

Представлено описание диагностических методик, анализируются полученные на их основе результаты.

 Литература

Комментарии закрыты.